Бесплатный подбор врача по Москве и Московской области. Телефон Call центра +7 (499) 519-32-44

Социальное тревожное расстройство в детском возрасте

СОЦИАЛЬНОЕ ТРЕВОЖНОЕ РАССТРОЙСТВО В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Преобладает у девочек, но чаще обращает на себя внимание у мальчиков, возможно, в силу социокультуральных требований пассивности и робости, предъявляемых к женскому полу.

Этиология

У родителей больных достоверно выше, чем в популяции, представлены тревожные расстройства. Родители часто выступают в качестве модели подражания или неадекватно поощряют робость в поведении ребенка. Предрасполагающими факторами могут являться конституциональные особенности, темперамент, психологические травмы и сексуальное насилие в раннем возрасте, затяжные соматические заболевания, затрудняющие социализацию ребенка, пребывание в эмиграции.

Клиника




Обращает на себя внимание разница между поведением в домашней обстановке и во внесемейных социальных ситуациях. Дома дети достаточно оживлены и эмоциональны, но могут быть излишне навязчивыми и требовательными с опекающими лицами. Характерно поведение в незнакомой обстановке: они краснеют, переходят на шепотную речь или молчат, стараются спрятаться, чтобы их не было видно, ищут защиты у опекающих лиц, легко плачут при попытках вовлечь их в какую-то деятельность. За этим фасадом могут скрываться обида, угрюмое недовольство, ярость, неудовлетворенное чувство собственного превосходства. Самооценка в целом снижена, высока коморбидность с депрессивными синдромами. Дезадаптация в первую очередь проявляется в зоне отдыха и спорта, но в отдельных случаях может страдать процесс обучения. Задержка социального развития неизбежно дает о себе знать в подростковом периоде, когда требования к навыкам общения возрастают.

Диагностика

Критерии:

1) стойкая боязливость и избегающее поведение в социальных ситуациях, в которых ребенок встречается с незнакомыми лицами, в том числе сверстниками;

2) смущение, замешательство или преувеличенные опасения относительно приемлемости своего поведения в глазах посторонних;

3) отчетливые нарушения и снижение социальных контактов, в том числе со сверстниками; в новых или вынужденных социальных ситуациях отчетливый дискомфорт, слезы, молчание или уход из этих ситуаций;

4) удовлетворительные социальные отношения с членами семьи и хорошо знакомыми сверстниками.

Дифференциальный диагноз

Главные объекты отграничения – адаптационные нарушения и личностные расстройства, в особенности тревожное (уклоняющееся) и эмоционально неустойчивое (пограничный тип). При расстройстве адаптации обычно выявляется временная связь между развитием состояния и действием стрессора. Диагноз уклоняющегося расстройства личности ставится лишь на основе многолетнего наблюдения над устойчивым рисунком поведения больного. Пограничный синдром характеризуется большим разнообразием и специфичностью проявлений. При депрессивных состояниях избегающее поведение распространяется и на знакомых лиц.

Лечение

Большое значение имеет осознание больным и его родителями вторичных выгод, извлекаемых ребенком из робости, возможности контролировать таким образом поведение родителей. Существенную помощь оказывают вспомогательные занятия спортом, танцами, музыкой. Реструктурирование психологической защиты является терапевтически более значимым, чем длительное приглушение тревоги медикаментозными средствами.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*