Потеря памяти и когнитивных функций, которые, как известно, поражают выживших после септического шока, является результатом сахара, который выделяется в кровоток и попадает в мозг во время угрожающего жизни состояния. Это открытие, опубликованное сегодня в Трудах Национальной Академии Наук, объясняет преждевременное умственное старение, которое следует за септическим шоком и может пролить свет на потерю памяти при других заболеваниях.
«Этот сахар попадает в гиппокамп, и его не должно быть там», — сказал Роберт Линхардт, профессор биокатализа и метаболической инженерии в Политехническом Институте Ренсселера и ведущий автор исследования. «Мы действительно думаем, что это перепрограммирование памяти в гиппокампе, и это вызывает потерю памяти. Нейронные цепи нарушены, или разорваны, или соединены неправильно.»
Исследование является последним результатом шестилетнего партнерства между Линхардтом и доктором Эриком Шмидтом, экспертом по сепсису и доцентом кафедры медицины Университета Колорадо в Денвере.
Сепсис — это системная инфекция организма. Треть пациентов, поступающих в больницы с сепсисом, впадают в септический шок. Из них половина умрет. В исследовании 2016, опубликованном в American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine, команда, в которую вошли Шмидт и Линхардт, разработала простой, но точный тест для определения того, будут ли пациенты в септическом шоке выздоравливать или умирать.
Тест использует образец мочи для проверки концентрации типа сахара-гликозаминогликанов, которые обычно покрывают клетки, покрывающие кровеносные сосуды и другие поверхности внутри тела. При септическом шоке организм сбрасывает фрагменты этих сахаров, и команда обнаружила, что более высокие концентрации предвещают смерть. Тест используется в клинических условиях, и понимание помогло врачам искать более эффективные методы лечения.
Их следующий шаг определил, существует ли связь между сахарами и умственным старением, связанным с септическим шоком. Исследования, опубликованные в февральском выпуске Журнала Клинических Исследований, показали, что во время септического шока фрагменты сульфата гепарана сахара пересекли гематоэнцефалический барьер и вошли в гиппокамп — область мозга, критическую для памяти и когнитивных функций. Данные показали, что гепаран сульфат может связываться с нейротрофическим фактором мозга (brain-derived neurotrophic factor — BDNF), который имеет решающее значение для долгосрочного потенцирования гиппокампа, процесса, ответственного за формирование пространственной памяти. Исследователи также обнаружили, что наличие обогащенного гепарансульфата в плазме крови септических больных, при поступлении в отделение интенсивной терапии, прогнозирует когнитивные нарушения, обнаруженные через 14 дней после выписки.
Конечно, исследователи хотели увидеть, как гепаран сульфат входит в гиппокамп и связывается с BDNF. Новое исследование в PNAS, показывает именно это. Чтобы проследить как сульфат гепарана попадает в мозг в море других сахаров двигаясь через кровоток, команда Линхардта должна была синтезировать сульфат гепарана маркированный с стабилизированным изотопом углерода, который не похож на другие методы маркировки, совершенно безопасен и был идентичен естественному сахару. Им потребовалось два года, чтобы понять, как это сделать.
Затем они проверили свою гипотезу. У здоровых мышей 100% маркированного сульфатированного гепарана выводилось с мочой в течение 20 минут, и ни один из них никогда не попадал в мозг. Но в септических мышах исследователи обнаружили небольшое количество маркированного сульфата гепарана в области гиппокампа мозга.
«Теперь, когда мы знаем причину когнитивного повреждения при септическом шоке, это дает нам четкую цель для медикаментозной терапии: что-то, что связывается с сахаром и очищает его, или фермент, который преобразует его во что-то, что не ухудшит когнитивные функции», — сказал Линхардт. «Это важный шаг на пути дальнейших открытий, и мы по настоящему взволнованы историей, которая разворачивается у нас на глазах.»
Источник: Rensselaer Polytechnic Institute