По данным Центра по Контролю и Профилактике Заболеваний, примерно у одного из каждых 59 детей в США диагностирован аутизм, по сравнению с одним из каждых 150 в 2000 году. Они сообщают ,что «около полумиллиона человек с расстройством аутистического спектра станут взрослыми в течение следующего десятилетия, к такой волне заболевания страна не готова.»
Очевидный рост расстройства аутистического спектра (autism spectrum disorder — ASD) и его упрямое сопротивление лечению побудили большое количество исследователей «выйти на поле» и исследовать инвалидность инновационными способами.
В настоящее время эффективные методы лечения аутизма включают поведенческую терапию, речевую и социальную терапию, психиатрические препараты, а также диетические и питательные подходы. Однако, никакие медицинские методики не были одобрены для лечения ключевых симптомов аутизма таких как проблемы социального коммуникации и патологически цикличные действия.
Одним из перспективных направлений исследований аутизма является микробиом кишечника, который представляет собой набор микробов, живущих в нашем кишечнике и помогающих нам во многих отношениях, включая переваривание нашей пищи, обучение нашей иммунной системы и предотвращение разрастания вредных бактерий. Недавние исследования показывают, что наши кишечные микробиомы также влияют на связь мозга и неврологическое здоровье. Во всем мире растет интерес к идее, что изменения в нормальной микробиоте кишечника могут быть ответственны за запуск широкого спектра заболеваний.
В новом исследовании, «Долгосрочное преимущество MTT при симптомах аутизма», опубликованном в научных докладах, Университета штата Аризона, исследователи Роза Краймальник-Браун, кандидат медицинских наук, Джеймс Адамс, доктор медицинских наук и ведущий автор Тэ-Вук Канг, кандидат медицинских наук, демонстрируют долгосрочные благоприятные последствия для детей, у который диагностирован аутизм, с помощью революционной технологии, известной как «Терапия передачи микробиоты» (Microbiota Transfer Therapy — МТТ), особый тип трансплантации фекальной микробиоты, изначально разработанный доктором Томасом Бороды, австралийским гастроэнтерологом. Примечательно, что улучшения в здоровье кишечника и симптомы аутизма, сохраняются еще долгое время после лечения.
В течение двух лет после лечения большинство первоначальных улучшений в кишечных симптомах осталось. Кроме того, родители сообщили о медленном устойчивом снижении симптомов аутизма во время лечения и в течение следующих двух лет. Профессиональный оценщик обнаружил 45% снижение основных симптомов аутизма (речь, социальное взаимодействие и поведение) в течение двух лет после лечения по сравнению с периодом до начала лечения.
«Мы находим очень сильную связь между микробами, которые живут в нашем кишечнике, и сигналами, которые передаются в мозг», — сказала профессор Краймальник-Браун. «Два года спустя дети чувствуют себя еще лучше, что удивительно.»
«У многих детей с аутизмом есть желудочно-кишечные проблемы, и некоторые исследования, в том числе наши, обнаружили, что у этих детей также есть симптомы, связанные с аутизмом», — сказала Краймальник-Браун. «Во многих случаях, когда мы можем лечить эти желудочно-кишечные проблемы, их поведение улучшается.»
Примерно 30-50% людей с аутизмом имеют хронические желудочно-кишечного расстройства, в первую очередь, запор и/или понос, которые могут длиться в течение многих лет. Этот хронический дискомфорт и боль могут вызвать раздражительность, снижение внимания и обучения, а также негативно повлиять на поведение.
Более раннее исследование только с применением ванкомицина (антибиотик) обнаружило значительные временные улучшения в симптомах заболеваний ЖКТ и аутизма, но преимущества были потеряны через несколько недель после того, как лечение прекратилось, несмотря на использование пробиотиков, продаваемых без рецепта.
Итак, вопрос в том, что происходит в кишечнике, и как это влияет на физические и поведенческие симптомы аутизма, и как мы можем разработать длительное лечение?
Краймальник-Браун, Канг и Адамс показали, что, передавая здоровую микробиоту лицам, лишенным определенных бактерий кишечника, можно «пожертвовать» более разнообразный набор бактерий пациенту и улучшить здоровье кишечника.
В Австралии трансплантация фекальной микробиоты (Fecal Microbiota Transplantation — FMT) была первоначально разработана доктором Томасом Бороды. В своем Центре по заболеваниям пищеварения в Сиднее Бороды с 1987 года контролировал более 18 000 таких трансплантаций для лечения различных расстройств ЖКТ. Он был пионером в Австралии использования FMT для колита и инфекции Клостридиум диффициле, и был первым, кто использовал пероральную терапию передачи микробиоты для лечения детей с аутизмом. Обычно достаточно только одной дозы FMT, чтобы вылечить инфекции Клостридиум диффициле, но вот его пациентов с аутизмом было гораздо труднее вылечить. Он обнаружил, что для лечения его пациентов с аутизмом требовалось три месяца ежедневной терапии передачи микробиоты, но в конечном итоге это привело к значительному улучшению симптомов аутизма.
Основываясь на своем опыте работы со своими пациентами, Бороды возглавил разработку клинического лечения, используемого в Университете Аризоны для этого исследования. Подход «Терапии передачи микробиоты» включает 10 недель лечения, включая предварительную обработку ванкомицином, очистку кишечника, подавление желудочной кислоты и ежедневный перенос фекальной микробиоты в течение семи — восьми недель.
Первоначальное открытое исследование, проведенное Краймальник-Браун и Адамсом и опубликованное в журнале Microbiome в 2017 году, пришло к выводу, что «этот исследовательский протокол лечения с увеличенной продолжительностью, таким образом, представляется перспективным подходом к изменению микробиома кишечника и к улучшению состояния ЖКТ и поведенческих симптомов аутизма. Улучшения в симптомах заболеваний кишечника, симптомах аутизма, и микробиоме спустя по крайней мере 8 недель после финальной обработки, предполагает благоприятный долгосрочный прогноз». Настоящее исследование показывает, что положительный эффект продлен с восьми недель до, по крайней мере, двух лет после лечения.
Команда Аризонского Университета сравнила различия в микробиоме у детей с аутизмом с типично развивающимися детьми. В начале исследования было установлено, что дети с аутизмом имеют меньшее разнообразие в своих микробах кишечника и у них отсутствуют некоторые штаммы полезных бактерий, такие как Бифидобактерии и Превотеллы. «Дети с аутизмом лишены важных полезных бактерий и обладают меньше вариантов в бактериальном меню, которое обеспечивает кишечнику выполнение важных функций о сравнению с обычно развивающиеся дети», — сказала Краймальник-Браун.
Терапия передачи микробиоты существенно увеличила микробное разнообразие и присутствие полезных бактерий в кишечнике, как бифидобактерии так и превотелла. Через два года разнообразие стало еще выше, а присутствие полезных микробов осталось.
«Мы изначально предполагали, что наша терапия будет эффективной для преобразования дисбиотического микробиома кишечника в здоровый. В нашей оригинальной работе в 2017 году мы рассказали об увеличении разнообразия микробиома кишечника вместе с полезными бактериями после терапии передачи микробиоты, и через два года мы наблюдали, что разнообразие было еще выше, и присутствие полезных микробов осталось», — сказал Кан. Он добавил, что это может быть одной из причин успеха в улучшении здоровья кишечника, но дальнейшие механистические исследования оправданы для определения конкретных ролей микробов кишечника в контексте аутизма.
«Понимание того, какие микробы и химические вещества, производимые микроорганизмами привели к таким изменениям, лежит в основе нашей работы», — сказала Краймальник-Браун. Новая публикация команды ученых сообщает, что исследование показало, что через два года после прекращения лечения участники все еще имели в среднем 58% снижение симптомов заболеваний ЖКТ по сравнению с исходным уровнем. Кроме того, родители большинства участников сообщили о «медленном, но устойчивом улучшении основных симптомов аутизма.»
«Каждая семья завершила исследование, и каждая семья вернулась через два года для последующей оценки лечения», — сказал Адамс, ссылаясь на преданность семей исследованию. «Лечение, как правило, хорошо переносилось с минимальными побочными эффектами.»
Профессиональная оценка выявила снижение симптомов аутизма на 45% по сравнению с исходным уровнем. Исследователи отмечают, что, хотя может быть некоторый эффект плацебо и имеется, но большая часть реального эффекта от лечения кажется реальной. В начале исследования состояние 83% участников оценивалось как «тяжелый » аутизм. В конце исследования только 17% были «тяжелыми», 39% были» легкими/умеренными», а 44% были ниже порога «легкого» аутизма.
Грег Капорасо из Университета Северной Аризоны, ведущий эксперт в области микробиомных данных и соавтор этих исследований, помог проанализировать данные микробиома, чтобы лучше понять бактериальные изменения в результате терапии передачи микробиоты.
«Д-р Краймальник-Браун, Кан и я в восторге от результатов, но мы хотим предупредить общественность, что нам нужны более крупные клинические испытания, чтобы получить одобрение FDA», — сказал Адамс. Для безопасного и эффективного лечения необходима профессиональная экспертиза.
FMT повышает расстройство желудка путем введения ключевых штаммов полезных бактерий и способствует повышению уровня биоразнообразия в кишечнике, улучшая здоровье в целом.
У Адамса есть как профессиональные, так и личные причины упорного поиска способов помощи детям с аутизмом, потому что он знает ситуацию из первых рук. У его дочери диагностировали аутизм незадолго до ее третьего дня рождения. Адамс, профессор в Школе Инженерии Материи, Транспорта и Энергии (School for Engineering of Matter, Transport and Energy) Университета Аризоны и кафедры материаловедения, также является президентом Общества Аутизма Большого Феникса, крупнейшей родительской группы поддержки в Аризоне.
«Доктор Джеймс Адамс — причина, по которой я начал работать над аутизмом», — сказала Краймальник-Браун. «У меня были методы, чтобы произвести все измерения и оценки в микробиомной части работы, а у него были знания об аутизме.»
Адамс набирал пациентов, контролировал клиническую работу и оценки ASD и вел пациентов через тесты, а Краймальник-Браун возглавляла оценки микробиома и помогала планировать исследование.
Все участники исследования демонстрировали хронические симптомы кишечных расстройств с младенчества, включая хронический запор и/или хроническую диарею. Преимущества лечения простирались за пределы их физических симптомов, даже заставляя некоторых родителей замечать, насколько поведение их детей улучшилось с течением времени.
«Очень необычно видеть устойчивое постепенное улучшение после завершения любого лечения», — сказал Адамс. «Мы провели долгосрочное последующее исследование только после того, как несколько семей сообщили нам, что состояние их ребенка продолжает значительно улучшаться. «Краймальник-Браун заявила, что данные свидетельствуют о том, что вмешательство трансплантации фекальной микробиоты преобразовало среду кишечника в более здоровую, что привело к долгосрочным положительным результатам как для симптомов расстройств ЖКТ, так и для симптомов аутизма.
Адамс сказал, что многие из участников исследования имеют общие черты, включая рождение путем кесарева сечения, сокращение грудного вскармливания, увеличение антибиотиков и низкое потребление клетчатки матерью и ребенком, все из которых приводят к ограниченному биоразнообразию в их кишечных бактериях.
Первоначальное исследование включало оценку «первого поколения» относительно оптимальной дозы и продолжительности лечения, и этого было достаточно для 90% детей, чтобы получить существенный положительный эффект. Команда теперь работает на оптимизацией дозировки и продолжительности терапии для того чтобы попытаться улучшить положительный эффект на более длительный период времени после окончания лечения, и определить нужны ли усиленные дозы в некоторых случаях.
Краймальник-Браун и Адамс работают сейчас над более крупным плацебо-контролируемым испытанием у взрослых с аутизмом, чтобы проверить свои результаты. Они также надеются провести еще одно исследование с детьми с аутизмом в ожидании будущего финансирования.
Состав микробиоты, используемый в оригинальном исследовании, был разработан в Университете Миннесоты Александром Хоруцем и Майклом Садовским, которые разработали инновационные методы сбора микробиоты от здоровых, тщательно отобранных доноров и их очистки и замораживания. Они лицензировали свою технологию для Finch Therapeutics, которая оказала финансовую поддержку производству терапевтической микробиоты, используемой для исследования.
Источник: Arizona State University