Исследования взаимодействий между двумя полученными в лабораторных условиях моноклональными антителами (mAb) и основным белком вируса Эпштейна-Барр (ВЭБ) выявили мишени, которые можно было бы использовать при разработке методов лечения и вакцин против этого чрезвычайно распространенного вируса. Исследованием руководил Джеффри И. Коэн, доктор медицины, и его коллеги из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID), входящего в состав Национального института здравоохранения США. Результаты исследования были опубликованы в журнале Immunity.
Примерно 95% населения земного шара инфицировано ВЭБ, который постоянно остается в организме, как правило, в В-лимфоцитах, которые являются клетками иммунной системы, продуцирующими антитела, и клетках, выстилающих горло и глотку зева. ВЭБ иногда может приводить к В-клеточному раку, включая Беркитта, лимфому Ходжкина и неходжкинские лимфомы, или к раку желудка или носоглотки. Недавно было показано, что ВЭБ-инфекция значительно повышает риск развития рассеянного склероза. Не существует ни вакцины для предотвращения ВЭБ-инфекции, ни специфического лечения.
В этом исследовании учёные из NIAID исследовали вирусный белок под названием gp42, который вирус должен использовать для заражения В-клеток. Теоретически, вакцина или лечение на основе антител, способное блокировать способность gp42 связываться с В-клетками или сливаться с ними, предотвратило бы заражение ВЭБ и, таким образом, способность вируса персистировать в этих клетках. Команда сгенерировала два специфичных для gp42 mAb, A10 и 4C12, и использовала рентгеновскую кристаллографию, чтобы визуализировать, как они взаимодействуют с gp42. Кристаллические структуры показали, что два mAb взаимодействовали с различными, неперекрывающимися участками на gp42. Моноклональное антитело A10 блокировало участок на gp42, необходимый для связывания с рецептором, в то время как 4C12 воздействовал на другой участке, который участвует в слиянии мембран.
Затем ученые протестировали A10, 4C12 и несколько других MAB на мышах на предмет их способности предотвращать ВЭБ-инфекцию и ВЭБ-лимфомы. MAb A10 обеспечивал почти полную защиту от ВЭБ-инфекции, и ни у одной из мышей не развилось лимфопролиферативное заболевание или лимфома. Напротив, почти все мыши, получавшие другие mAb, заразились, а у некоторых развилось лимфопролиферативное заболевание или лимфома.
Если будущие исследования покажут, что mAb A10 безопасен и эффективен у людей, он может найти клиническое применение, особенно у людей, которые не были инфицированы ВЭБ; у людей с иммунодефицитными состояниями, включая тяжелый комбинированный иммунодефицит; или у людей, получающих трансплантаты. Люди с такими состояниями подвержены риску развития тяжелых или смертельных случаев заболевания ВЭБ во время их первой встречи с вирусом. Исследователи отмечают, что исследуемое моноклональное антитело потенциально может быть использовано профилактически для предотвращения или лучшего контроля ВЭБ-инфекций в таких случаях.
Кроме того, исследовательская группа предполагает, что идентификация уязвимых участков на gp42 также прокладывает путь к разработке будущих вакцин, которые могли бы выявлять антитела против одного или обоих недавно описанных участков.